суббота, 21 января 2023 г.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (Филипьева А.А.статья вошедшая в сборник "Рисуем победу 2022")

https://risuem-pobedu.ru/



Аннотация: рассмотрены педагогические условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе ДОО.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, история, патриотизм.

Российская Федерация – государство, имеющее большие духовно-нравственные ценности, которые прошли многовековой путь формирования и настал именно тот момент, когда эти традиции требуют своего возрождения. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной истории и культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Воспитание любви к Родине и своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Безусловно, дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотическое чувство. Необходимо сделать так, чтоб ребенок смог усвоить нормы и нравственные правила на основе личностной структуры ценностей, убеждений и сделать выбор.[3, с. 83].

 Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребенка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек.[1, с. 256].

В связи с актуальностью и необходимостью изучения данной проблемы, нами была

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 314 г. Челябинска». Была обследована старшая группа (5-6 лет) в количестве 16 детей: из них 9 мальчиков и 7 девочек.

Для выявления уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста мы подобрали и апробировали методическое пособие «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева), в которое входило: беседа «Патриотические чувства к стране», беседа «Личностное отношение к родному городу», беседа «Символика родной страны, города», развивающая игра «Родной город». Подведя результаты, выяснили, что большая часть детей имеют средний уровень сформированности патриотических чувств.

В практике нами педагогами были реализованы следующие педагогические условии развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста:

- создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей;

- организация сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, учитывая этнокультурные особенности;

- поход в парк «Сад Победы» г. Челябинска и возложение цветов памятнику «Защитникам Отечества».

Реализовывать работу по формированию патриотических чувств помогает развивающая среда в группе «Веснушки», созданная педагогами детского сада.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы добавляем в каждую зону предметы, помогающие сформировать у ребенка патриотические чувства. К ним относятся:

- патриотический уголок, состоящий из символики страны, Челябинской области, родного города; альбомы и фотографии города Челябинска; литература по патриотическому воспитанию;

-книжный уголок, состоящий из русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, былин о богатырях, произведения отечественных писателей, рассказы о войне;

- макет города и улиц Челябинска;

- альбомы с тематикой «Мой город», «Моя страна», «Древо семьи», «Мы не забудем»;

- уголок ряжения с атрибутами к театрализованной деятельности;

- мини-музей по декоративно-прикладному искусству, включает деревянные и глиняные игрушки, старинную утварь и посуду, тканные изделия;

-сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта», «Пограничники», «Моряки», «Путешествие по городу».

Педагоги тесно сотрудничают с семьями воспитанников по проблеме формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. С помощью законных представителей пополнилась предметно-развивающая среда в группе, проводились консультации по вопросу патриотического воспитания в семье. Бесспорно, родители являются наглядным примером любви к родному городу, стране. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с малышом, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Каждый год воспитанники детского сада вместе с педагогами и родителями посещают парк «Сад Победы» г. Челябинска. Он известен своими достопримечательностями: постоянная выставка военной техники, памятники «Защитникам Отечества», «Добрый ангел мира» и «Пограничникам Южного Урала». Возложение живых цветов способствует воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти подвигов наших предков.

В конце учебного года, мы провели повторную методику по патриотическому воспитанию дошкольников. Полученные результаты свидетельствуют о положительных изменениях сформированности патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно отметить, что сформировывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста необходимо. В этом возрасте развиваются представления об обществе, закладываются предпосылки гражданских качеств, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру, обычаи, традиции. Растущее поколение должно гордиться историей своей Родины.

 

Литература

1.     Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина.-Москва:ЦГЛ, 2005.-256 с.

2.     Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада/ А. Д. Жариков.- Москва: Просвещение.-2000.-192 с.

3.     Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе : метод. пособие / Л. В. Кокуева. - Москва: АРКТИ.- 2005 – 246 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий